Услуги и товары
Акции
11.09.2018
Неделя Знаний в вашей компании по спец. цене!

Подробнее

Присоединяйтесь к нам

Трудолюбивый безответственный. Как не попасть в ловушку?

Когда руководители возмущаются, укоряя работника: «У  тебя совесть есть?!» -подразумевают, конечно, наличие у сотрудника такого качества, как умение нести ответственность. Наши исследования позволили сделать научное открытие: что такое, на самом деле, «ответственность»? Как оно влияет на эффективность работника? Вместе со мной это открытие сделал Григорий Гребенюк, к. п. н., один из самых первых в нашей стране разработчиков профессиональных компьютерных тестов диагностики. 
Итак, об ответственности персонала.

Разговорились мы с Григорием Гребенюком об ответственности, как о компетенции при подборе и оценке персонала. Мне интересно было, как он измеряет это качество в людях в своих тестах, которые я много лет применяю, как при приеме на работу, так и в предтренинговой диагностике.

Alt="Григорий Гребенюк на выставке Школы менеджмента Зифы Димитриевой"

Григорий Гребенюк, к.п.н. на нашей выставке тестирует клиентов по тестам компьютерной профдиагностики.

И вот тут-то и оказалось, что «ответственность» — это самая загадочная из всех компетенций!

Именно работая над системой измерения в людях этого качества, к.п.н. Григорий Анатольевич Гребенюк столкнулся с самыми удивительными загадками человеческого характера!

Как только он не пробовал задать этот критерий в систему оценки персонала! Ничего не получалось! Причем, надо сказать, что из 3-х его тестов ответственность измеряется Тестом «50», опросником для выявления важнейших качеств личности и особенностей поведения в бизнесе.

И чем дольше он работал над этим качеством, тем запутаннее становилась сама история. Пока, наконец, российским психологом Г.А. Гребенюком не было достоверно доказано, что такого понятия, как «ответственность» в формате одной единственной шкалы измерения в психологии не существует!

Ах, вот почему руководители бессмысленно, бесполезно взывают к совести! Ищут — ищут, где же у сотрудника запрятана эта самая… ответственность? 

Именно в процессе проверки валидности этого критерия теста на практике выяснилось, что ответственность, также и в виде отдельной черты характера в человеке тоже не существует!

Как же так? — удивятся сейчас многие.

Наличие в человеке ответственности гарантируется… только при обязательном присутствии еще около десяти (!) других качеств. И то лишь при условии, что эти 10 качеств в человеке присутствуют все одновременно! Вот тогда мы и получаем на 100% ответственный кадр!

Теперь, если вы занимаетесь оценкой персонала, узнайте первыми и примените эти know how. Ведь пытаться без этих знаний найти такого кандидата на вакансию, у которого 10 качеств одинаково развиты, это то же самое, что складывать кубик-рубик. У кого-то получится, а у кого-то — нет.

На помощь приходит опять же Тест 50, в котором Гребенюку Григорию эту задачу решить, все-таки, удалось!

Что интересно, пока Гриша шел к этому открытию, работая над валидностью своего теста, я сделала то же самое открытие… эмпирическим путем, подбирая кандидата на вакансию «Секретарь» в нашу компанию.

Итак, у меня есть свой интереснейший пример из практики подбора, которым я с вами поделюсь, чтобы вся эта теория стала понятной и простой.

Первая формула ответственности

Один из кандидатов на должность секретаря, по результатам Теста 50, получил 8 баллов по шкале «ответственность» (все шкалы в тесте 10-ти бальные) и, таким образом, с восторгом был принят на работу.

Однако во время испытательного срока, кроме самой ответственности, «вспыли» другие важные качества, без которых даже 8 баллов по шкале высокого результата компании не обеспечили.  Вскоре мы были разочарованы…

Работник, получивший высокий балл по оценке уровня компетенции «Ответственность», приложив физическую силу, затолкал в офисный копировальный аппарат картридж, на котором была наклеена этикетка с надписью: «Сломан. Выбросить! Не вставлять в принтер! Не подлежит заправке!»

Копир был сломан.

После этого случая я вернулась к результатам теста этого человека.

Оказывается, кроме ответственности, в тесте указано, что компетенция «трудолюбие» выражается 9 баллами. Ах вон оно что! А ведь мне это даже импонировало! Вот почему старательно, долго и упорно сотрудник трудился, и наконец, затолкал картридж в копир, хотя до него никто не мог этого сделать!

Все остальные работники, как только сталкивались с сопротивлением сломанной крышки картриджа, бросали это дело, а кто-то читал то, что написано поверх крышки…

Однако, наш кандидат даже ни с кем не советовался. Причина — компетенция «самостоятельное принятие решений» по Тесту 50 тоже была представлена высоким баллом. Человек самостоятельный, затолкал картридж, не беспокоя окружающим ничем, кроме шума треснувшей детали в копире.

Почему же? Потому что такое качество, как «Внимательность» тоже оказалось в тесте кандидата выделенным весьма, но на этот раз оценено очень низким баллом — 4 из 10 возможных.

Иными словами, ответственный человек тоже, как и все остальные люди, может быть невнимательным в работе с информацией и пропустить какую-то информацию из виду…

И это происходит не потому, что он «безответственный», а потому, что «забывчивость», «спешка», «невнимательность» это особые состояния ума и эмоционального состояния, здоровья человека в данный конкретный момент.

Например, болит у человека голова. Он становится рассеянным.

Температурит, простужен — становится забывчивым и капризным…

Невнимательность, забывчивость, рассеянность — у  некоторых людей носят характер временный, и обостряются даже у ответственного человека, например… в стрессовой ситуации.

Первое ответственное задание начальника на новой работе — заправить картридж в принтер, начало прохождения испытательного срока на вакансию, конечно, для некоторых людей это стресс.

Alt="Мозг человека в стрессе"

В стрессе мозг вырабатывает вещества, не позволяющие реагировать, как обычно. Публикуется по франшизе немецкой компании Fyb Academy, полученной Зифой Димитриевой на право преподавание тренинга по «Стресс-менеджменту».

Общеизвестно, что в стрессе падает не только уровень внимательности в работе с информацией, но и логика подменяется эмоциями. Это происходит под действием выделяемых гормонов.

Так, рабочий, находящийся в стрессе после очередного утреннего производственного совещания с жестокой «промывкой мозгов», возвращается в производственный цех и сам не понимает, как его палец оказывается  в самом центре режущей установки.

На предприятии — ЧП, несчастный случай, работник остался без пальца. Виноват по-любому тот, кто вел то совещание, а не директор предприятия, и не мастер, отвечающий за безопасность.

Если вернуться к секретарю, то затолкать поломанный картридж и сломать принтер человек мог еще и по тому, что шкала «Энергичность» по Тесту 50, в добавление к гормонам, как говорится, ударившим в голову, — 8 баллов. Этого хватило, чтобы человек надавил на копир с большей силой, чем используют обычные люди, и совершил быстрые, нетерпеливые ритмичные движения.

У меня возник чисто исследовательский интерес, когда я продолжила анализировать эту простую рабочую ситуацию, по Тесту 50.

«Ориентация на конечный результат» в опроснике 50 у кандидата составляла 4 балла, а в комментарии значилось: «Слабо ориентирована на результат. Не любит рутину. Не хватает терпения. Хочет делать работу только так, как сама ее видит. Не терпит инструкций».

Вот и получается парадокс искусственно возникшей «безответственности»:

Alt="Парадоксы подбора персонала"

Если не учитывать при подборе все составляющие компетенции «Ответственность» и не понимать ее комплексно, вы получите эту парадоксальную ситуацию при первом же рабочем задании новичку!

Конечно, я тогда бросилась с вопросами к разработчику теста: «Как же так, я взяла на работу человека с 8 баллами по уровню ответственности? А получила сломанный копир!»

Но «ответственность» никуда не исчезла. Несколько других взаимосвязанных компетенций именно в стрессе помешали проявиться ответственности, а не любовь к рутине доделала свое черное дело.

Получается, нужно узнать, как кандидат относится к рутиной работе, а не в целом, пытаться понять, ответственный ли он? Нужно узнать, насколько человек внимателен в работе с информацией? И будет ли напрягаться, чтобы прочесть надпись на упаковке картриджа, когда торопится?

Как человек справляется со стрессом? Сколько у человека баллов по шкале «Стрессоустойчивость»? А сколько необходимо для этой работы, чтобы ответственное отношение к делу не пострадало?

Вам приходилось видеть людей высоко ответственных именно в стрессовой для ситуации? Из них получаются великолепные антикризисные управляющие. Но на обычной административной работе они не могут нести ответственность даже за покупку пачки карандашей.

Так, некоторые люди на ответственной работе становятся ответственными, а на безответственной — безответственными, ведут себя расслабленно и допускают ошибки.

Таким образом, первая формула ответственности такова:

 

Alt="Формула ответственности персонала."
По исследованиям Зифы Димитриевой и Григория Гребенюка, первая формула ответственности выглядит так.

Итак, это был мой эмпирический материал, собранный на практике. На базе него я вывела собственную формулу «ответственности» и предложила ее Гребенюку. Согласившись с тем, что пришел к этому тоже в процессе разработки теста, он привел пример еще одной «связки» компетенций с ответственностью.

Так, мы переходим ко второй формуле ответственности.

Сейчас мы разберем второй комплект качеств, составляющих понятие «ответственность». Если, конечно, вы еще не устали. Этот материал — для дотошных людей, желающих научиться подбирать персонал максимально эффективно. А я хотела научиться подбирать персонал без ошибочно, поэтому продолжала свое исследование!

Вторая формула ответственности

Тревожность

Качество личности — «Тревожность». Чем выше уровень тревожности у человека, тем более тот склонен перепроверять сделанное несколько раз, чтобы добиться высокой точности и качества исполнения. Со стороны это совершенно определенно выглядит как «ответственность».

Но это же самое качество — «Тревожность» — со стороны выглядит, как неуверенность, беспокойство, иногда растерянность. Если бы вы принимали людей на работу только путем собеседования, вы бы не взяли растерянного, не уверенного. Но так и не узнали бы, это был просто не уверенный, или не уверенный, потому что хочет перепроверить и убедиться в великолепном качестве?

Ориентация на результат

Компетенция «Ориентация на результат», что удивительно, оказалась в прямой корреляции с качеством «ответственность». Люди, слабо ориентированные на результат,  в моей тренерской практике выглядели тоже безответственными. Например, тренинг по результативному управлению для руководителей, как показала практика, повышает, — хотя никто вроде бы об этом тренера не просил, — уровень управленческой ответственности. Однако…

Управленческая ответственность — еще большая загадка, чем ответственность персонала

В одном отеле Москвы двух часовой пробный мастер-класс так напугал руководителей, что те доложили начальству, будто бы «не понравилось», не уточняя, что именно. Заказчик отказался от тренинга. Так что же не понравилось?

На мастер-классе руководителям было предложено выписать на карточках все проблемы отеля. Они с удовольствием исписали около 100 карточек-стикеров. Все эти карточки на первом этапе звучали как обвинения в адрес владельцев отеля и генерального директора.

Alt="Проблемы компании"

Проблемы предприятий на мастер-классе по росту управленческой ответственности. Фото Дениса Домбровского

Каким же сильным потрясением для участников стала вторая часть мастер-класса, когда я попросила разделить эти карточки на 3 группы по уровню… своей собственной…  управленческой ответственности.

Такого поворота событий никто не ожидал! А когда неохотно без энергии эту часть работы группа выполнила, мы увидели, что решение проблем, описанных на 60 (!) карточках зависит только от них самих — от присутствующих.

А при дотошном разборе оставшихся 40, еще и добрая половина карточек перекочевала в раздел «Косвенный контроль».

То есть 60 проблем на создавали и способны решить руководители сами, им даже разрешение вышестоящего лица на это не нужно.

Например, проблему «постоянно немытых полотенец» Начальник химчистки при отеле мог просто взять на контроль и следить за тем, чтобы они были своевременно постираны и поставлялись на склад в оптимальном количестве.

Проблему «плохой уборки» мог решить Главный клининг-менеджер, отвечающий за уборку, который присутствовал на мастер-классе. Но он все время спорил с тренером и с окружающими на тему, что это не так легко сделать, мол, не выдают в достаточном количестве моющие средства.

Однако, тут же находящийся Руководитель отдела обеспечения, завхоз, вдруг утверждал, что тот просто сам никогда не заказывает вовремя необходимое количество, а заявки подает поздно, поэтому он и реагирует, как успевает…

Эта задача, кстати, была задачей уровня ответственности — «косвенный контроль», что означало: для ее решения необходимо участие еще одного человека. Но на практике, когда вот он, — перед тобой, — находится тут же и просит только подавать заявки вовремя, —  тогда на мастер-классе вдруг вылилась в эмоциональный конфликт меж двух руководителей… Потому что каждый из них пытался снять с себя… управленческую ответственность!

Когда я начала распутывать эту цепочку дальше, руководители испугались того,.. что им придется договориться между собой, а это значит, — взять на себя ответственность…

Но ответственность — это всегда ра-бо-та.  А сам объем предстоящей им работы — 60 (!) проблем, которые они способны решить, если возьмутся за управленческую работу, как следует, — их настолько испугал, что даже 20 карточек, на которых остались не зависящие от них проблемы отеля, как то — низкая зарплата сотрудников и прочее,  — не могли уже спасти ситуацию…

В итоге, я впервые получила феноменальную реакцию на мастер-класс по управленческой ответственности. Для участников (не для меня) оказалось просто удачей, что Директор всего отеля не присутствовал на мастер-классе и никогда не увидел этих 100 записок. Руководители доложили Директору, что этот тренинг «плохой». Они хотели повеселиться, ожидали супер шоу.

Все попытки наших менеджеров дозвониться до Директора отеля привели к тому, что нас с ним больше не соединяли. Ведь тренер мог принести на встречу с Директором 100 карточек, видеть которые тому ни в коем случае нельзя.

Хотя я никогда этого не делаю (не ношу с собой к директору материалы, разработанные участниками на тренингах), а подобный срез-анализ в виде мастер-класса использую лишь для диагностики управленческих навыков и понимания своего объема работ, например, чтобы понять, сколько часов Корпоративной Школы менеджмента этой компании потребуется?

Тем не менее, этот отель остался со своими 100 проблемами, которые никогда не будут решены, потому что ответственные за их решение руководители — безответственные.

Постановка задач

Зачастую Заказчики тренингов делают упор на обучение постановке задач« вместе с компетенцией — «достижение конечного  результата в  бизнесе». И не догадываются, что эти две компетенции возникли как запрос на обучение тоже из-за… безответственности менеджеров.

Поэтому я всегда, не афишируя этого, чтобы никого не напрячь,  в тренинг по постановке задач и достижению конечного результата в бизнесе включаю практические задания, формирующие управленческую ответственность. Если же руководителям об этом сказать прямо, они начнут сопротивляться и утверждать, что являются высоко ответственными.

Все эти перечисленные проблемы возникают, когда подбор кандидатов на вакансии, в том числе, руководящие, осуществляется без учета полного комплекса качеств, вместе составляющих понятие «Ответственность».

Но я перехожу ко второй формуле, ведь с ответственностью связаны еще и такие качества, как:

  • умение доводить начатое дело до конца;
  • чувство долга;
  • исполнительная дисциплина.

Ощущает ли человек чувство долга по отношению к людям, к компании, к клиентам? Может ли человек со слабой исполнительной дисциплиной считаться ответственным?

Вторая формула ответственности выглядит так: 

Alt="Вторая формула ответственности"

Вторая формула ответственности выглядит так.

 

Какая формула ответственности подойдет мне?

Какая из двух формул подойдет именно вам?

Для того, чтобы подобрать в вашу компанию человека ответственного, нужно задаться вопросом: 

какие дополнительные, тесно увязанные с этим качеством, компетенции необходимы именно на нашей должности в нашей компании?

Умение выявлять связанные между собой группы компетенций, в зависимости от функционала — спектра выполняемых задач в данной должности, сослужит вам большую пользу.

Составьте Профиль компетенций для каждой вашей вакансии прежде, чем начать поиск кандидатов.

Что мне делать, если я не знаю, как составляется Профиль компетенций для каждой должности в нашей компании? Научиться это делать можно либо на 2-м модуле курса «Счастливый руководитель», либо на курсе «Практический HR»

Как мне не заморачиваться на всем этом и найти, все же, ответственного сотрудника? Самый простой способ найти, действительно, ответственного работника, — это тестирование по Тесту 50. Но и для этого нужно научиться составлять Профиль компетенций к должности, чтобы понять в каком соотношении должны быть 10 дополнительных качеств. Ведь не могут же все они быть развиты идеально!

Если по качеству «ответственность» в тестах Гребенюка кандидат получит 6 баллов, это еще ничего не значит. То же самое, если стоит 8 — 9 баллов. Смотрите связанные с этой компетенцией качества!

Для некоторых вакансий уровень 6 баллов вполне подходит. К примеру, зачем уборщице ответственность на пределе 9-10 баллов? Она не управляет заводом. Ее дело маленькое, хотя тоже ответственное, но на 6 баллов. Если для этой должности вы найдете кандидата с 10 баллами, она не уйдет с завода, пока не убедится, что все перемыла несколько раз, скорость ее работы из-за этого замедлится, повысится тревожность.

Возможно, такая уборщица начнет вскоре придираться к охраннику, так как не уверена будет в качестве охраны. И если вам придет в голову идея, сэкономить, и назначить сверх ответственного работника сразу на 2 должности (как часто делают, когда видят перед собой гиперответственного человека), то обычно всегда получают… плохого охранника.

Потому что, кроме ответственности, на заводе от охранника требуется умение стрелять или драться. Это в подъезде жилого дома уборщица может совмещать функции контроля за посетителями и уборку.

Всегда важно уметь находить оптимальное соотношение между десятью взаимосвязанными разными компетенциями, чтобы, связав их точно с функциональными обязанностями каждой конкретной вакансии и особенностями работы именно в вашей компании, получить идеального кандидата, у которого есть… «совесть». 

Успехов!

Поделиться:
Наверх