Понятие "Эмоциональный интеллект" введено оно Джоном Майером и Питером Сэловеем, и подразумевало: способности «отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий» [Salovey, Mayer, 1990, p.189]. В основе этих идей были еще более ранние исследования. Аналитическая работа в области эмоционального интеллекта проводилась многими психологами: разработка идеи социального интеллекта Э. Торндайка [Thorndike, 1920], Дж. Гилфорда [Guilford, 1967], Г. Айзенка [Айзенк, 1995], а так же Х. Гарднера [Gardner, 1983]. В частности, Гарднер в своей теории множественного интеллекта вводит понятие семи интеллектуальных способностей человека, среди которых внутриличностный и межличностный интеллект он представил, как способность человека распознавать и проводить различия между собственными чувствами, намерениями и мотивами, а так же чувствами, намерениями и мотивами других людей.
Немного об истории вопроса
По наблюдениям психологов, эмоциональная информация обрабатывается людми совершенно по-другому, чем научно-познавательная информация [Zajonc, 1980; Gardner,1983; LeDoux, 1991; Mayer, Salovey, 1993].
В связи с этим эмоциональный интеллект человека отличается от академического или общего интеллекта.
Предполагается, что именно эмоциональный интеллект в современном его понимании был ключевым для выживания человека в доисторические времена, поскольку он проявляется в способности адаптироваться в окружающей среде, уживаться и находить общий язык с соплеменниками и соседними племенами. Этого аспекта в 1872 году коснулся Чарльз Дарвин в своём труде «Выражение эмоций у людей и животных», где он писал о роли внешних проявлений эмоций для выживания и адаптации. Проблемой эмоций и контроля над эмоциями много занимался основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. Он, в частности, считал, что первые законы и предписания этики, такие как «Свод законов Хаммурапи» (XVIII век до н. э., Вавилон) или эдикт императора Ашоки, можно расценивать именно как первые попытки обуздать и цивилизовать проявления эмоций. - читаем в Википедии.
В 1975 году Клод Штайнер (англ. Claude Steiner), один из основателей транзактного анализа, разработал концепцию эмоциональной грамотности и запустил программу тренинга эмоциональной грамотности, представленную в его книге Achieving Emotional Literacy (изд. Avon Books, Нью-Йорк, 1997).
Расцвет теории эмоционального интеллекта пришёлся на 1980-е и 1990-е. В 1983 году Говард Гарднер (англ. Howard Gardner) опубликовал свою известную модель интеллекта, в которой разделил интеллект на внутриличностный и межличностный.
В 1985 году Уэйн Пэйн опубликовал работу A Study of Emotion: Developing Emotional Intelligence, посвящённую развитию эмоционального интеллекта.
В 1988 году Рувен Бар-Он в своей докторской диссертации ввёл понятие эмоционального коэффициента EQ (англ. Emotional Quotient, по аналогии с англ. Intelligence Quotient, IQ).
Наконец, в 1990 году вышла влиятельнейшая статья Питера Саловея и Джона Майера «Эмоциональный интеллект» (англ. Emotional Intelligence), фактически определившая всё современное понимание эмоционального интеллекта.
В 1995 году научный журналист Дэниэл Гоулман (англ. Daniel Goleman) опубликовал научно-популярную книгу Emotional Intelligence, в которой описал историю развития теории эмоционального интеллекта, дал обзор современных научных представлений об эмоциональном интеллекте и даже представил собственную модель эмоционального интеллекта, получившую впоследствии название смешанной модели.
В 1996 году Рувен Бар-Он на собрании американской ассоциации психологов в Торонто представил свой новый тест EQ-i (Emotional Quotient Inventory), содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».
В начале XXI века разработка концепции эмоционального интеллекта продолжилась, многие новые публикации по этой теме сделали Петр Соловей (Петер Саловей), Джон Майер, Говард Гарднер, Константин Васили Петридис.
О том, как на практике руководителям добиваться успеха с помощью эмоционального интеллекта, можно прочесть в популярной книге Зифы Димитриевой "Счастливый руководитель".

Эффективность тренинга по эмоциональному лидерству
- Отличное понимание руководителями современного бизнеса собственных эмоциональных процессов и умение управлять ими приносит впечатляющие результаты в управлении персоналом.
- Улучшает социальные факторы взаимодействия руководителя с командой, создает благоприятную атмосферу для роста достижений и получения впечатляющих результатов работы.
- Повышает качество жизни самого руководителя, делая его счастливым (более спокойно, без эмоциональных срывов руководитель начинает воспринимать возникающие трудности в бизнесе).
- Развитый эмоциональный интеллект позволяет руководителями и команде легче адаптироваться к переменам и инновациям, которых в любом бизнесе происходит не мало.
Цель тренинга по эмоциональному лидерству: развитие эмоционального интеллекта руководителя путем осознанности, управления своими эмоциями и умения управлять эмоциями персонала.
Специфика тренинга: в обучении применяется видеоанализ делового поведения руководителя. Видеотренинг позволяет перенести не осознаные процессы в осознанные и получить индивидуальные рекомендации.
Аудитория: программа предназначена для ТОП-менеджмента, руководителей высшего, среднего и малого звена.
Продолжительность программы: 20 акад. часов с 10.00 до 18.00.
Программа тренинга Эмоциональное лидерство
Тема 1. Введение в эмоциональное лидерство
- Искусство быть лидером
- Достижение более высоких бизнес-результатов
- Рациональное и эмоциональное лидерство
- Развитие лидерского потенциала
- Структура эмоционального лидерства:
- Мотивы
- Эмоциональные компетенции
- Организационный климат
Тема 2. Развитие организационного климата компании через овладение лидерскими стилями:
- Стили эмоционального лидерства:
- деловой амбициозный: мотивирование персонала на достижение высоких целей
- деловой идеалистический: мотивировать и вести за собой коллектив, благодаря умению формулировать ясные, притягательные цели (идеи)
- коучинг-менеджмент: как делиться информацией, советами и предложениями, помогать другим людям добиться больше
- .демократический стиль управления: умение убеждать, отстаивать позицию коллектива и свою точку зрения в конструктивной бесконфликтной манере
- Основные факторы организационного климата
Тема 3. Тренинг развития эмоциональных компетенций:
- Управление личностными изменениями лидера
- Эмоциональные компетенции лидера:
- Самосознание лидера
- Управление собой
- Восприятие группы
- Лидерство, социальные компетенции
- Мотивы лидера:
- Мотив достижения
- Мотив власти
- Мотив социальных отношений
- Этапы развития эмоциональных компетенций
- Приоретизация эмоциональных компетенций
- Комплекс упражнений на развитие эмоциональных компетенций
Дополнительные возможные темы, включаемые в тренинг по запросу:
Развитие навыков противостояния манипулированию
Развитие навыков публичного выступления
Развитие навыков уверенного невербального поведения
Техники самообладания
Управление авторитетом
Техники управления собой в сложных и стрессовых ситуациях
Стресс-менеджмент
Наша компания ООО "МИМ" и Авторская Школа менеджмента Зифы Димитриевой является эксклюзивным представительством Швейцарского Института биоструктурного анализа IBSA AG.
Участники курса получают Сертификат с печатями IBSA и Школы менеджмента МИМ международного образца. На русском и английском языках. Сертификат действует по всему миру. Признан в США, в Швейцарии и в 22 странах - представительствах IBSA.
Цена одного тренинг-дня на группу до 16 чел.: 80 000 руб. за 1 тренинг-день, при заказе 2 дней - 150 000, 3-х дней - 180 000.
Количество дней тренинга: 2 - 3 дня
По этой теме можно заказать индивидуальный бизнес-коучинг владельцу компании:
9000 руб. в нашем тренинг-центре, 10 000 руб. с выездом к вам.
Вы можете пригласить тренера для проведения бесплатного мастер-класса или оформить заявку на тренинг на бланке.